Суббота, 24.02.2018, 16:52 | Приветствую Вас Гость
Главная » 2010 » Ноябрь » 17 » Процесс познания
06:28
Процесс познания

                                      Процесс познания

П.Т. Коснемся некоторых проблем естественнонаучного познания мира и затем перейдем к понятиям сознания и веры в науке, различая понятие веры в Бога и веры в добытые знания.

В.д. Мы уже говорили о противопоставлении материалистического и духовного мировоззрения. Веды говорят, что  сознание так называемой обусловленной души, т.е. человека, который живет материалистической жизнью с материалистическим мировоззрением, существенно зависит от тела, то есть от материального окружения. В "Бхагавад-Гите” Кришна классифицирует это влияние на три  группы — гуна благости, гуна страсти и гуна невежества.Гуна благости характеризуется знанием, просветленностью и чистотой, гуна страсти характеризуется стремлением к наслаждению и богатству, гуна невежества - тупостью, леностью и пассивностью. В зависимости от своего развтия каждый человек находится на определенном уровне сознания.

Процесс совершенствования сознания состоит в том, что мы должны воспользоваться помощью  более совершенного сознания, то есть обратиться к личности духовно просветленной. Поэтому на первое место встает вопрос о наших убеждениях, о нашей вере в духовный авторитет.

П. Т. Вы, видимо, имеете в виду духовных учителей — гуру и других представителей духовной традиции. Я с такими людьми встречался и знаю, что большей частью они весьма образованные люди. Я знаком с духовным учителем —  Гопал Кришной Госвами. Я с ним иногда встречаюсь, но преданным себя не считаю, так как придерживаюсь скорее пара-бхакти, чем гауни-бхакти.

В.д. Давайте разьясним эти санскритские термины. Пара-бхакти означает вера в Бога вообще, вне какой-либо конкретной религии, в противоположность гауни-бхакти, связанной с конкретной конфессиональной принадлежностью(**).

П.Т.  Однако перейдем к нашей теме. Ученые склонны преувеличивать возможности науки. Это, впрочем, характерно людям всех профессий. Меньше всего, если говорить об ученых, этим грешат экспериментаторы — физики, химики, биологи, т.к. они имеют дело с фактами и находятся в живом контакте с природой. Теоретики же преувеличивают, как привило, свои возможности в отношении познания мира. Они строят свои теории на базе добытых экспериментаторами фактов и забегают иногда вперед, логически умозрительно достраивая нехватающие кирпичики в здании науки. В результате часто ошибаются.

В.д.  Да, человеку свойственно ошибаться. Об этом говорится еще в Ведах. Более подробно там приводятся такие недостатки человека:

     - обладание несовершенными чувствами

     -склонность к ошибкам

     - пребывание в иллюзии

      - склонность к обману

"Все существа в этом мире рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева”(Бхг.7.27).

Любой человек,помня свои несовершенства, согласится с этим. Именно по этой причине нам необходима помощь духовно просветленной личности - духовного наставника, что признается во всех конфессиях.

П.Т.  (...) Многие ученые верят в совершенный закон, в порядок мироздания, объективно существующий помимо них, который они пытаются понять усилиями своего ума. Так, например, был настроен Альберт Эйнштейн, который в последние годы жизни пытался построить теорию единого поля. Он считал, что явления Природы есть выражение универсальной реальности, доступные человеческому пониманию. Это, в принципе, правильно, но не совсем полно выражено. Я считаю, что необходимо еще говорить о вере и о том, что явления природы — это, действительно, выражение универсальной реальности, доступные не только человеческому пониманию, но и вере.

Такое добавление необходимо, так как не все законы мировоздания нам известны и не все законы мировоздания даже будут нам известны в будущем. Я может быть в этом отношении являюсь пессимистом, но считаю, что некоторые законы природы для нас находятся за семью печатями. Они находятся за пределами возможностей человеческого понимания.

Поэтому еще одно утверждение А. Эйнштейна о том, что основные принципы и устройства природы можно выразить математическими формулами, т.е. освоить силой ума и обозначить математическими символами, является, по меньшей мере, наивным. Открытие теории относительности явилось серьезным прорывом Человечества в познаниях законов природы.

В.д. Интересно, что некоторые выводы теории относительности были предсказаны в ведической философии. Например относительность пространства и времени в нашей вселенной. Согласно Ведам - течение времени различно на разных планетных системах, что аналогично разному течению времени в разных системах отсчета.”Тысяча эпох, взятых вместе, составляют продолжительность одного дня Брахмы.”(Бхг.8.17)

П.Т.    Однако теория относительности, как и открытие структуры ДНК лишь приоткрыли занавесь к новым страницам познания природы на которых значится целый мир новых проблем и вопросов, причем гораздо более сложных, чем те, которые стояли до сих пор перед учеными. Так что процесс познания бесконечен, поскольку бесконечен мир, созданный Богом. Возможности же ученых ограничены.  Они вряд ли создадут когда-нибудь описание мира адекватное реальности будь то словами, или формулами.

Ведь открытие спиральной структуры ДНК не привело к адекватному количественному описанию феномена жизни и не привело даже к полному качественному пониманию жизни. Так и открытие теории относительности не прояснило строения Вселенной, ее прошлого, настоящего и будущего.

В.д. Веды дают свою картину мироздания, которая в некоторых аспектах сильно отличается от современных научных представлений. Например, по Ведам наш мир - многомерен и трехмерное пространство это только часть реальности. Сейчас уже многие ученые говорят о параллельных мирах, что , по-сути означаетто же самое. Поэтому мир, доступный нашему восприятию, - это только часть реального мира, который гораздо сложнее, чем принято в современной науке. Уже открыты многие явления, не укладывающиеся в современные представления, скажем, НЛО, полтергейст и другие явления

Неосознанная агрессивность.

1.)П.Т. Познание мира происходит при участии сознания, которое подразделяется на две части:

2.) физиологическую, поддающуюся изучению и описанию, включающую в себя реакции живых клеток на поступающую от органов чувств информацию, импульсы в головной мозг, возникающие в связи с этим мысли, как результат физиологических процессов в мозгу и

3. духовную часть, не поддающуюся пока изучению, но качественно описываемую постулатами "Бхагавад-Гиты”. Эту вторую часть феномена сознания невозможно описать формулами, терминами и понятиями в измеримых свойствах материи.

Таким образом, в целом феномен сознания, в том числе, сознания ученого -это и схемы поведения телесной оболочки или собственной материи с неизбежно субъективными оценками поступающей к ней информации, это и объективно существующее сознание и восприятие как отражение объективно существующего мира. В целом же оно с трудом поддается описанию механистическими законами современной науки.

В.д. Отчасти вы правы. Со стороны не так просто определить человека, обладающего высоким уровнем сознания. Но в Бхагавад-Гите приводятся тонкие психологические критерии такой личности.  В определенный момент беседы Аджуна, собеседник Кришны, задает ему вопрос: "Каковы признаки человека, обладающего трансцендентным сознанием? Как он говорит, каким языком, как он сидит, как ходит? В ответ Кришна дает четкое научное определение трансцендентного сознания:  " Когда человек избавляется ото всех желаний чувственного наслаждения и его ум находит удовлетворение в духовной сущности, то про него говорят, что он пребывает в чистом трансцендентном сознании”.(Бхг.2.55)

Современным яэыком можно пояснить, что такой просветленный человек полностью свободен от корыстного эгоистического отношения к окружающим людям и природе и полностью сосредоточен на духовной деятельности.

П.Т. В науке и технике последнего столетия наблюдается определенная агрессивность по отношению к природе. Это проявляется в бездумном засорении ближнего космоса летательными аппаратами, злоупотреблениях выбросами в атмосферу земли вредных газов, загрязнении морей и океанов отходами жизнедеятельности и т.д. К природе стали относиться потребительски, как к объекту порабощения и эксплуатации. В России в советское время в качестве государственной доктрины значилось завоевание природы. Люди всерьез планировали, как повернуть реки вспять, бездумно планировали и затопляли значительные территории суши и совершали прочие насилия над природой, включая атомные и термоядерные атмосферные и подземные взрывы. Тем самым люди, и ученые не в последнюю очередь, пытались силой своего ума и воли завоевать природу и вырвать у нее тайны мироздания.

В.д. Такое ложное мировоззрение и искусственная ориентация человеческой деятельности - еще один аспект материалистического сознания. Не зная о духовных аспектах мироздания, человек обращается к чисто материальной деятельности, но не находит в ней удовлетворения и разочаровывается. От этого разочарования возникает неудовлетворенность и гнев, а значит и агрессия. Это подробно объясняет Кришна во второй главе Бхагавад-Гиты.

П.Т.  Между тем известно, и это записано в Уставе ООН, что человечество не приемлет агрессивность одних народов по отношению к другим в их стремлении к господству. Путь этот является губительным для самого человечества. Оно может с помощью технических средств нанести значительный ущерб природе, но вскоре само пострадает и уже страдает от своих так называемых "побед”.

В.д. А в результате наряду с головокружительным прогрессом науки и техники - самые элементарные просчеты в сохранении окружающей природы: гибель лесов, отравление атмосферы и водоемов, простаивание пахотных земель при недостатке продовольствия и т.д.

П.Т.  В действительности природа является результатом деятельности Высшего интеллекта. Вмешиваться в нее с помощью топора и молотка или серпа и молота — это равносильно тому, что мы будем чинить сложный компьютер такими негодными средствами. Человечество и ученые, в частности, должны изменить свою философию и отношение к природе с бездумно агрессивных и гегемонистких позиций на отношение подчиненности и сотрудничества.

В.д. Об этом же нам говорят все священные писания. Так, Иисус Христос в Библии говорит: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю”.Господство над над материальной природой невозможно , да и не нужно. Есть мудрое изречение: "Какой смысл человеку обрести весь мир, если при этом он теряет свою вечную душу?”  Хотя мы не можем потерять душу, так как душа - это мы сами, но здесь  имеется в виду   потеря человеком духовного разума.

Гарантии веры.

П.Т. Перейдем теперь к вопросу о вере. Будем различать понятия веры в Бога и веры в добытые знания. Первая зиждется на религиозных постулатах и доктринах. В проверке они как бы не нуждаются и регламентируют порядок отправления религиозной веры. Эти постулаты и доктрины трудно проверить, но это не значит, что они не верны, а вера в Бога слепа.

В.д. К сожалению, распространенное заблуждение таково, что вера в Бога всегда слепа, так как не подкреплена доказательствами. В последующем мы постараемся опровергнуть это заблуждение. Скажем, раньше в науке считалась абсолютно верной классическая механика Ньютона. В дальнейшем теория относительности Эйнштейна внесла ограничения в области ее применения.  Или до 1990 года во всех вузах СССР преподавалась марксистско-ленинская философия, как единственно правильное и абсолютно верное учение. Но прошло несколько лет и ее перестали преподавать и даже никто об этом не жалеет. Таким образом научные истины, основанные на нашем несовершенном опыте, не могут быть совершенны. Поэтому в духовном познании принят иной способ познания - с помощью нисходящего процесса. Это означает, что мы должны найти авторитет, который в совершенстве знает данный  предмет и принять его наставления. 

П.Т. Что касается веры в знания, то она существует и зиждется на твердо установленных фактах. У физиков существует непреложное правило — воспроизводить результаты исследований своих коллег и только после этого признавать или не признавать те или иные открытия. Другими словами, верить или не верить в сообщения о новых знаниях они решают только после тщательных проверок.

В группе компетентных людей и главных специалистов, скажем, в области элементарных частиц или электрических явлений нет проблем с этим видом Веры. Они владеют и используют мощные источники тока, различного рода ускорители, владеют специальными методиками исследований, общаются на понятном им языке и, как говорится, способны по большому гамбургскому счету быстро разобраться что к чему, кто блефует и сообщает не факты, а артефакты, а кто действительно сделал открытие и совершенно справедливо сделал заявку на открытие. Но это они могут быстро и с блеском сделать только в своей области, а вот химик, скажем, ничего не сможет поделать с фактами, которые сообщил физик. Он в них мало что понимает, но может, правда, в них поверить.

Еще меньше в физических фактах понимает юрист, но он также может поверить в сообщение о новых открытиях, если узнает об этом через квалифицированных и компетентных людей, специалистов в области состоявшегося открытия, или через компетентные и уполномоченные на то государственные органы или общественные организации.

В.д. Да, но несмотря на высочайшую квалификацию физиков, в науке нередко встречаются ошибки. В то же время духовный метод познания имеет то преимущество, что вы основываете свои гипотезы не на произвольных гипотезах, которые вам кажутся верными, но на гораздо более надежных заключениях авторитетов. И никто не может заставить вас принять что-то слепо - вы можете проверять до полной убежденности. Теперь же  поясните, пожалуйста, что такое большой гамбургский счет и что такое артефакты?

П.Т.  Раньше, да и сейчас борцы встречались на коммерческой основе, заранее решая, кто победит, а кто проиграет. Потом они тайно встречались в Гамбурге и выясняли, кто же в действительности сильнее. Что же касается артефактов, то это искусственные факты, ненастоящие, брак в науке.

Как бы ограничен ни был бы круг людей понимающих, способных проверить сообщение, факты, они всегда найдутся если не у себя в стране, то за рубежом и вера в добытые новые научные факты будет подкреплена процедурой признания объективности открытия и это будет базироваться на заключениях квалифицированных и ответственных специалистов.

Так что проблем с верой в научные знания нет. Обычному человеку не надо иметь доступ к мощным источникам тока и владеть методиками управления ими. Он может и не работать на ускорителе частиц, но поверит в открытие новой частицы или обнаружение нового электрического явления, если узнают об этом от специалистов, то есть если сообщение об этом признают соответствующие специлисты.

Необычный объект исследования.

В.д.  В принципе, аналогично обстоит дело и с духовным знанием. В этом случае следует ориентироваться на духовных учителей, пастырей, священников и других квалифицированных служителей культа, которым, как говорится, по долгу службы положено больше знать о Боге, чем простым смертным.

Проблема возникает  оттого, что люди неверующие материалистичны и не признают духовных авторитетов. Они говорят, что есть много религий, много школ и они иногда противоречат друг другу.Поэтому они предпочитают никому не верить. Это позиция - полного нигилизма. Она означает: "Живи, как живется, зачем думать о смысле жизни?”

П.Т  А как же быть с выбором духовного авторитета?

В.д. Важно понять , что в принципе различные религии с практической точки зрения провозглашают те же принципы. Разумеется, могут быть некоторые отличия в философской картине мира, поскольку Абсолютная Истина - непостижима для нас, обладающих ограниченным разумом. В Бхагавад-Гите Кришна - воплощение Всевышнего Господа - говорит: "Я знаю все, что было в прошлом, все , что происходит в настоящем и все, что будут просходить в будущем. Я также знаю все живые существа, но Меня - не знает никто”(Бхг.7.26)

 Но в отношении практики духовной жизни, все религии почти единодушны: не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй. Каждая религия - это система духовного совершенствования человека, состоящая из набора определенных правил и предписаний духовной жизни. Человек, ставший на путь духовного развития, может выбрать для себя ту систему, которая более всего для него приемлема в соответствии с его уровнем развития, культуры, интеллекта и т.д.

П.Т. Но я имею в виду специалистов по религии в своей конфессии. Приведу два примера. Я, например, являюсь специалистом по электрическим явлениям. Часто даю заключение о том новом, что происходит в моей области, отзывы о диссертации и т.д., на открытия тоже приходилось давать заключение, но в вопросах о вере в Бога я обращаюсь к  духовному учителю Гопал Кришна Госвами. Вы его, наверное, знаете. Он для меня в этом отношении авторитет и крупный специалист.

В.д.  Да, мне не раз приходилось переводить его лекции на русский.Это во всех отношениях  уникальная личность. Кстати, о его образовании: он закончил два престижных университета - Сорбонну во Франции и Мак Гилл в Канаде.

П.Т. Так что я сделал правильный выбор.

В.д.  Но, разумеется, выбор духовного наставника и религиозной традиции - очень ответственный и деликатный процесс. Тут может играть определенную роль традиция. Скажем, мои предки по отцовской линии были православными священниками. Поэтому первая религия. которая заинтересовала меня, было христианство. Но в дальнейшем я предпочел ведическую традицию - учение бхакти, хотя философски оно очень близко к христианству. 

П.Т. Учение бхакти-йоги, как известно, передается из поколения в поколение духовными наставниками, которые придерживаются знаний  из ведических источников. Они сами достигли высокого самоосознания. То же самое можно сказать о священниках, исповедующих Евангелие. Они придерживаются знаний, содержащихся в Евангелии, и являются специалистами своего дела. В процессе бхакти-йоги человек как бы получает озарение. Это нельзя проверить и проконтролировать обычным людям посредством обычных чувственных восприятий. Точно так же, как юристы и химики, а тем более рабочие,  не могут проверить и проконтролировать работу физика с элементарными частицами.

В.д.  Да, в действительности вера духовно просветленных людей не является слепой. Есть определенные критерии проверки и они ничуть не менее достоверны, чем в академической науке. Эта система духовного знания или бхакти-йога подразумевает определенную систему духовной практики. Она включает в себя следование регулирующим принципам духовной жизни: отказ от мясоедения, интоксикаций, азартных игр и незаконного секса. В принципе религии , основанные на Библии или Коране имеют аналогичные принципы. В Библии есть много прекрасных стихов, вполне соответствующих учению бхакти. Основная заповедь как Библии, так и в Ведах:” Возлюбите Господа Бога всей душою своей, всем умом, всем разумением своим”, - совершенно аналогична.

П.Т. Людей, владеющих и знающих бхакти-йогу, довольно много. Они обладают незаурядными сенсорными способностями. Именно они и духовные учителя, также весьма компетентные в области веры в Бога, могут выступать в качестве гарантов веры в Бога, знают как приблизиться к особому - духовному объекту исследования.

В.д. Конечно, нужно быть осторожным, чтобы случайно не выбрать какого-то обманщика в качестве духовного наставника. К сожалению, сейчас это встречается довольно часто. Но в тех же писаниях, как в Библии, так и в Ведах, приводятся четкие критерии, позволяющие избежать подобной печальной ошибки. Скажем, Иисус Христос говорит в Евангелии  о таких "наставниках”, что они...” подобны волкам в овечьей шкуре. По плодам узнаете их”.   И разумеется, Кришна дает абсолютно точный и определенный критерий действительно духовной личности, о котором мы говорили выше.

П.Т.  Как же застраховать себя от ошибки?

В.д. Очень внимательно изучать авторитетную духовную литературу: Библию, Бхагавад-Гиту и т.д. В ваших предыдущих высказываниях прозвучала мысль, что выводы и постулаты Священных писаний, в частности, Бхагавад-Гиты, нельзя проверить экспериментально. Однако все-же, до какой-то степени можно проверить их последствия. Скажем, следуя определенной религиозной системе, мы можем проверить, что будет, если мы следуем её предписаниям. Аналогично и в науке — ведь мы не можем впрямую, скажем, установить закон всемирного тяготения, но мы можем измерить какие-то последствия этого закона. Замерить, например, как падает шарик и т.д.

П.Т.  Однако, в области науки все проще, поскольку проверяющие экспериментаторы могут, прочитав статью, воспроизвести все условия эксперимента, повторить опыт и зафиксировать, есть такой эффект или его нет. Что касается  веры в Бога, проверки истинности религиозных доктрин и постулатов, то я считаю, что бхакти-йога наиболее близко приближается к Богу, как к объекту экспериментального исследования. Это необычный объект исследования.

В.д. Все правильно. Мне кажется, здесь аналогичная картина. Мы  берем учебник, например, ту же самую Библию, и читаем заповеди: не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй. Затем начинаем  это проверять, то есть начинаем следовать этим заповедям и  смотрим, что получается. Это - эксперимент, но уже с самим собой. Объектом эксперимента становится наш собственный разум, наше сознание, наше тело, это также  особые объекты  исследования.

П.Т. Да, я к этому еще подойду. В процессе бхакти-йоги, например, наше тело, наше сознание выступает в роли экспериментальной установки, а запреты, которые накладываются на медитирующего человека — на мясоедение, на наркотики, незаконный секс, на черный бизнес и т.д. — это все условия эксперимента. От соблюдения их зависит чистота эксперимента и достоверность получаемых в результате данных. Если условия не соблюдаются, то Бог может ускользнуть. Таким образом, аналогия с наукой и ее методами здесь есть.

Большинство людей не получают и никогда не получат того озарения, которое происходит  в процессе бхакти-йоги. Я, например, точно знаю, что не получу такое озарение, т.к. не умею входить в такое состояние, слишком критичен и материалистичен. Но в этом ничего страшного и обидного нет, т.к. большинство людей не имеет также доступа и не будет никогда иметь к большой политике, к ускорителям частиц и к другим специфическим областям деятельности. Тем не менее, большая часть из них просто верит и своим политическим деятелям, и своим ученым. Мы верим также в то, что есть люди, которые могут достичь цели в процессе бхакти-йоги.

В.д. Очень часто, тем не менее, люди неверующие говорят, что все это голая вера, у вас, мол, нет строгих научных доказательств. Но оказывается, что у так называемых ученых-материалистов тоже нет серьезных доказательств их убеждений. Это - также вера, но более привычная, которая в течение 70 лет подавалась людям, как единственно правильное учение. В связи с этим, я хочу спросить, что побуждает их держаться за материалистические убеждения, какие есть на это логические рациональные основания?.

 Вера, энтузиазм и уверенность.

П.Т. Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, я хочу остановиться на том, что же подпитывает веру. Поверьте, это очень важно. Вера первоначальна. Начинается все с веры, но есть еще другие атрибуты познания, которые ее укрепляют. Об этом же пишет, кстати, и Р.Томпсон в своей книге (1). Вера подпитывается энтузиазмом — это раз, и любопытством — это два. В конце же процесса познания вера может смениться уверенностью. Если процесс познания прошел по такой цепочке: вера — энтузиазм — любопытство — уверенность, то этот процесс правильный и он обязательно дает результаты.

В.д.  Да, вы правы. Даже научная система знаний подразумевает веру в определенные начальные положения определенной науки, принимаемые без доказательств. Такие постулаты называют "очевидными”. Но есть мудрое выражение: "Что очевидно - то труднодоказуемо”. Скажем , такая научная теория, как классическая механика, подразумевает принятие таких аксиом, как абсолютное пространство и время, материальная точка и т.д. Эти аксиомы, казавшиеся очевидными в ту эпоху, оказались в ходе дальнейшего развития науки просто неверными!

П.Т.  Хочу особенно подчеркнуть, что в ходе познания, независимо от того — познание ли это в науке, или познание Бога — вера является первичной. После нее следует энтузиазм исследователя, который видит перед собой цель исследования и верит в достижимость результата. Затем приходит уверенность по мере того, как появляются результаты исследования. Поясню это подробнее.

Вера первоначальна, поскольку с нее начинается процесс познания природы и процесс познания и служение Богу. Она первоначальна, поскольку присутствует в любом начинании, легком и трудном. Говорят, что глаза боятся, а руки делают. Так вот, глаза не будут бояться, если человек вооружился Верой в начинаемое дело. Здесь речь идет о Вере вообще, т.е. Вера в начинаемое дело, безразлично, будь то процесс познания науки, какое-то материальное предприятие или процесс служения Богу. Вера, действительно, первоначальна, и это реализуется через безоговорочное принятие человеком, т.е. признание им правильными и реально существующими, истин, которые были добыты не им, а другими людьми, скажем учеными, если говорить о постулатах науки,служителями  культа, если говорить о вере в Бога,  родителями и т.д. То есть вера — это принятие того, что добыло человечество до него, причем, безоговорочное принятие, поскольку своего мнения у него еще нет.

В.д. Но в дальнейшем наша вера дополняется и подкрепляется собственной практикой либо материальной, либо духовной.

П.Т. Да, в дальнейшем вера подпитывается уверенностью, приобретенной в ходе собственных исследований и собственной практики. Итак, мы видим, что вера действительно первоначальна и только вооружившись Верой человек приступает к чему-то задуманному, к процессу познания и к процессу служения Богу.

Далее следует энтузиазм и любопытство. Вера порождает энтузиазм и любопытство, но без веры ничего этого не будет. Сами же энтузиазм и любопытство необходимы, так как процесс познания природы труден и тернист, как труден и тернист процесс познания Бога .

Студент или аспирант прежде, чем выполнить самостоятельные исследования и попытаться добыть новые научные факты должны проявить большую степень любопытства и энтузиазма, так как ему зачастую приходится от корки до корки изучить довольно сложные книги, проверить математические выкладки, понять суть физических формул, проверить их и главное — поверить в них. Он должен освоить ранее созданные методики и на их базе, путем интуиции и приложения своих творческих способностей разработать свои методики, нацеленные уже конкретно на решение стоящей перед ним проблемы. Вот для этого необходим энтузиазм. Его может подпитывать и честолюбие в лучшем смысле этого слова. Ничего плохого в этом нет, если честолюбие направлено на совершение благого дела.

В.д. Плохо, если честолюбие направлено на собственные корыстные интересы. Причем многие думают, что чем больше богатства они накопят любыми средствами, тем будут счастливее.

П.Т. Но дело, конечно, не только в честолюбии. Движущей силой молодых неиспорченных душ является большей частью стремление к бескорыстному служению науке, энтузиазм первопроходца и даже самое обычное любопытство. Вот что питает обычно молодых исследователей.

Академик Арцимович говорил, что занятия наукой — это удовлетворение любопытства за счет государства. Замечание язвительное, но верное. Так было при советской власти, теперь же это, хоть и в меньшей степени, но в принципе верно. Для нашего диалога не суть важно, за чей счет удовлетворяется любопытство ученого — спонсоров в настоящее время или государства в прошлом. Для нас важно, что такой видный ученый как академик Арцимович признал непреложный факт: занятия наукой — это в какой-то мере удовлетворение любопытства.

В.д. В Бхагавад-Гите даются аналогичные мотивации: "Четыре вида людей становятся на духовный путь:.находящиеся в несчастье, ищущие богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолютной Истины”.(Бхг.7.16)

П.Т. Итак, любопытство и энтузиазм следуют за верой, и они являются движущей силой любого познания — будь то научное познание природы, или познание Бога, что  по-сути одно и то же.

На последнем месте в цепочке познания стоит уверенность. Она возникает в результате первых опытов и достижений на базе веры, а также в результате упорного изучения и постижения многих опубликованных экспериментальных и теоретических результатов. В случае познания Бога — это результат изучения основных религиозных книг, таких, например, как "Бхагавад-Гита”, Библия и др.

Уверенность подпитывает энтузиазм и любопытство. Без уверенности в правильности выбранного пути познания иссякнут энтузиазм и любопытство, как иссыхают реки без родников и дождя.

Знание — сила.

Уверенность базируется на знании. Недаром же говорят, что знание — это сила. Учащийся, например, обретает уверенность по мере того, как он изучает книги, учебники и в них  черпает знания. Для него начинается все таким образом с веры в полученные кем-то знания. Постепенно он настолько обретает уверенность, что готов сдавать экзамен. Это частный случай.

Аспирант же, ведущий самостоятельные исследования, приобретает уверенность по мере того, как он накапливает опыт в разработке новых методик, в получении самостоятельных новых результатов и знаний, сообщает о них, то есть публикует свои результаты в научных журналах и через некоторое время получает признание уже как ученый.  У него тогда возникает уверенность в правильности того, что он делает.

Требование к исследованиям духовной сферы.

В.д. Что касается познания Верховной Личности Бога, то честный исследователь, несмотря на  более высокую цель своего "исследования”, может также обрести уверенность и знания. Для этого он в соответствии с ре

Просмотров: 562 | Добавил: Graja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Меню сайта
Поделись
События
Форма входа
Архив записей
Статистика
...
Поддержи сайт