Среда, 23.05.2018, 04:29 | Приветствую Вас Гость
Главная » 2010 » Ноябрь » 25 » Божественное Искусство.
19:16
Божественное Искусство.

                             Хазрат Инаят Кхан.

 

                          

 

     Люди, принадлежащие различным верованиям, часто совершают  ошибку,  счи-

тая искусство чем-то вне религии. На самом деле все творение является  произ-

ведением Создателя, и человек видит совершенное проявление  Его  искусства  в

божественном человеке. Это показывает, что все творение имеет  своим  истоком

дух искусства, и поддерживается им.

     Это показывает, что исток всякой души есть дух  искусства,  и  искусство

само есть дух. Все, родившееся из этого духа, проявилось в  форме  искусства.

Посмотри человек получше на природу - небеса; красоту звезд и планет; облака;

солнце, его восход, закат, и его зенит; приход и уход луны; различные  оттен-

ки цвета, видимые на небе - человек всегда бы дивился этому искусству,  рабо-

те, которая за всем этим.

     Когда человек наедине с природой, у моря, на берегу реки, в горах, в ле-

су, в полной глуши, к нему приходит чувство, которое он никогда не  испытывал

в толпе, даже если бы он жил в толпе годами. Чувство рождается  однажды,  как

только человек оказывается лицом к лицу с истинным искусством Бога. Потом ка-

жется, будто душа увидела что-то, чем она всегда восхищалась и  ему  поклоня-

лась.

     Теперь душа начинает узнавать Того, кому она все  время  тайно  поклоня-

лась, и присутствие этого могущественного Создателя, этого  Художника,  можно

осознать, созерцая Его искусство. Многие испытывают это,  но  немногие  выра-

жают его. Никто не может оставить этот опыт без  глубокого  впечатления,  без

чего-то открывшегося сознанию через созерцание божественного искусства.

     Этим видно, что это творение, это проявление, что перед  нами,  не  было

создано слепо, бессознательно. Как говорит великий  персидский  поэт,  Саади:

"Чем больше смотришь на природу, тем больше  начинаешь  ощущать,  что  сущес-

твует совершенство мудрости, совершенное умение за ней, ее  создавшее.  Чтобы

повторить это искусство, человечество потратит бесконечные годы.  И,  в  дей-

ствительности, никогда не сможет повторить в совершенстве."

     Кто-то, изучающий царства цветов, овощей,  минералов,  птиц,  насекомых,

личинок и червей, животных, их цвета и формы, и ту красоту, которой  обладает

каждая форма, обязательно различит, как и пророки древности, что  мир  создан

Духом, тем божественным духом, который создал его с широко раскрытыми  глаза-

ми. Этот мир открывает за собой совершенную мудрость,  совершенное  умение  в

самом себе, и такое совершенное чувство прекрасного, что человек  никогда  не

сможет достичь его.

     Теперь встает вопрос: "Кто есть человек?" Человек - это миниатюрное  ис-

полнение Бога, которому даровано божественное наследство - стремление  к  ис-

кусству. Поэтому любой человек, наделенный разумом и утонченностью,  имеющими

собой сделать человека нормальным, должен признавать красоту искусства.  Каж-

дый рождается с этим стремлением. Ребенок рождается с  любовью  к  искусству,

это подтверждает младенец, которого привлекают игрушки и красивые цвета.  Ли-

нии привлекают его, и первое, что он начинает любить и желать -  это  цвет  и

движение. Это время его жизни, когда его привлекает искусство.

     Когда человек теряет чувство искусства, это похоже на то, как сердце ос-

лепло. Оно больше не может созерцать искусство из-за всевозможных  туч  урод-

ства и апатии и всего того, на что неприятно смотреть.  Все  эти  предметы  и

впечатления покрывают его сердце и душу, делают его, так  сказать,  слепым  к

прекрасному, слепым к искусству. Но это не нормальное  состояние.  Нормальное

состояние здравого ума и здорового тела с утонченными чувствами в том,  чтобы

любить прекрасное, чтобы восхищаться искусством.

     Несомненно, очень часто человек живет не  естественной  жизнью.  Другими

словами, его держат бизнес, работа или обязательства. Какая-то работа или ка-

кие-то заботы о нуждах тела, о хлебе насущном, о других ежедневных потребнос-

тях, держат его и поглощают его мысли, и потому оставляют его бессильным  от-

крыть в жизни красоту, радость и счастье.

     Поэтому, как мы сегодня видим, жизнь вокруг нас становится  такой  тяже-

лой и полной беспокойств, проблем и обязательств. С утра  до  вечера  человек

просто загружен обязательствами, трудясь днем и ночью. Он не находит и секун-

ды, чтобы подумать о красоте искусства. Так как искусство является первым ша-

гом, ведущим человека к причине искусства, как может человек, никогда не  це-

нивший и не понимавший красоту искусства, надеяться оценить или понять Худож-

ника?

     Поэтому Бог остается неузнанным, но не по вине Бога, а по вине человека.

Создатель в роли художника создал свое прекрасное произведение, от глаз чело-

веческих не столь далекое, но человек слишком погряз в мысли и  деятельность,

не имеющие ничего общего с этим искусством. Все его  время,  мысли  и  усилия

посвящены той деятельности, которая не позволяет ему хотя бы на мгновение по-

думать об искусстве, восхититься им, понять его и оценить. Естественно тогда,

что он остается с глазами, словно закрытыми от видения Художника.

     Истинное предназначение человеческой жизни не в том, чтобы  зарабатывать

себе на хлеб насущный; смысл жизни человека не в том, чтобы он стал  скупцом,

состязаясь со своим ближним, ненавидя его, смотря на других с предубеждением,

и заполняя свое существование духом соперничества и состязания, в котором  не

может быть гармонии, радости или мира. С неизбежно и  неотвратимо  возрастаю-

щей скупостью уходит красота, к которой душа всегда так стремится.

     Не будет преувеличением сказать, что все враждебное в этом мире - войны,

болезни, и им подобное - случается в отсутствии поэтического отношения к жиз-

ни, в отсутствии чувства прекрасного,  в  отсутствии  того  видения,  которое

объединяет все человечество в одном центре - в Боге. Когда человек  закрывает

глаза на прекрасное, он никогда не подумает посмотреть на красоту,  постоянно

окружающую его.  За красотой, как говорит Коран, стоит Бог: "Бог прекрасен  и

Он любит прекрасное."

     Естественная склонность любить и восхищаться красотой -  это  божествен-

ное наследие, это духовный предмет, ведущий к духовности.  Через  эту  склон-

ность человек исполняет свой духовный жизненный долг.  Когда  эта  склонность

уходит, и религия остается без искусства, тогда эта религия может быть полез-

на для посредственного общества, но она превращается в род формальности. Один

делает одно, другой делает другое. Как человек трудится на работе, так же  он

исполняет свои воскресные обязанности.

     Если Бог не связывается с прекрасным, то в  какой  форме  будет  человек

представлять Его? В какой форме может человек думать о  Нем?  В  какой  форме

должен он видеть Его? Человек постоянно будет вдали от  Него.  Поэтому  когда

религия замкнута в своей форме, и когда человек отстраняет искусство,  вместо

того, чтобы развивать его, тогда человеческая жизнь  становится  пустой,  ибо

такая деятельность человека неизбежно исключает искусство из его жизни.

     И если затем он идет в место поклонения, то не находит там искусства,  и

его визит похож на посещение любого другого места, куда по привычке он  может

зайти. Ничто не пронизывает его, ничто не рождает в нем порыв, рвущий до  не-

бес, ничто ни на мгновение не наводит его на мысль о том, что Бог  прекрасен,

и что красотой мы достигаем Бога.

     Очень часто человек отделяет природу от искусства. Он считает, что  при-

рода отлична от искусства; что одно выше, а другое ниже. Но в действительнос-

ти искусство - это то, что по своей наследственной  божественной  склонности,

проявляет себя в человеке. Бог, действуя своими скрытыми руками, создал  при-

роду, и в этой природе Он показывает свое искусство. В том другом аспекте ис-

кусства, который мы зовем искусством, Бог творит прекрасное  посредством  рук

человеческих и ума, и таким образом завершает то, что не было еще завершено в

природе. Поэтому в какой-то мере, искусство стоит на один шаг впереди  приро-

ды, хотя по-сравнению с природой искусство очень ограничено. Природа  безгра-

нична, но в то же время искусство - это возвышение природы.

     С метафизической точки зрения, дух искусства Бога удовлетворен лишь ког-

да удовлетворяется эта склонность к прекрасному посредством искусства челове-

ка.  Поэтому, те, кто видят искусство с возвышенной позиции, различают в  по-

рыве искусства не только порыв человека, не только работу мозга, но  истинный

порыв к прекрасному, вдохновение изнутри.

     Что же нужно, чтобы подготовить ум к этому порыву? Нужно ли человеку ка-

кое-то обучение? Нужно ли получить какое-то предварительное образование? Нет.

Нужен настрой, приведение себя к объекту, на красоту которого может  ответить

человеческое сердце, красоту которого сердце может оценить. Когда сердце  мо-

жет сконцентрироваться на красоте, когда оно само  работает  на  определенной

частоте, потому что вдохновение не есть нечто, что можно потянуть и вытянуть,

как за веревочку. Вдохновение приходит лишь когда сердце  настроено  на  этот

предмет, когда оно в состоянии принять его.

     Поэтому вдохновенные художники обладали божественным талантом, и дух ис-

кусства един, хотя искусство разнообразно. Когда сердце настроено  на  верную

частоту, оно способно воспроизводить и воспринимать не один аспект  искусства

и красоты, а все их разнообразие.

     Таким образом может существовать искусство архитектуры. Одаренный  архи-

тектор может привнести в свою работу много прекрасного. Также и с  живописью,

с вышиванием, с работой маляра или швеи. На самом деле, чем бы  ни  занимался

человек, там не может не быть искусства, если он знает, как настроить себя на

ту частоту, которая позволяет это искусство выразить.

     Поэзия - это искусство в том же смысле. Пока человек  не  настроится  на

верную частоту, он может всю свою жизнь писать стихи, и в то же время не дос-

тавлять удовольствия ни себе, ни другим. Также и с художником или музыкантом:

он никогда не принесет наслаждения ни себе, ни другим, если не настроится  на

эту частоту.

     Отсюда видно, что вопрос о том, какой стадии  развития  достиг  человек,

встает на протяжении всей жизни. Художник ли человек, скульптор,  архитектор,

дизайнер, певец или танцор, какому бы пути он ни следовал, нет лучшего спосо-

ба черпать в природе вдохновение, как  через  искусство.  Чем  более  человек

взрастил в себе чувство искусства, тем более он будет способен отзываться  на

красоту искусства и творить или создавать что-то прекрасное в себе.  Чем  бо-

лее он соприксается с тем духом, который движет каждую  душу  к  прекрасному,

тем более человек сможет творить.

     Священно все то, что помогает человеку приблизиться к  красоте  Господа.

Поэтому искусство может стать религией. Не будет преувеличением сказать,  что

не религии лучшей, чем само искусство.

     Когда человек достигает этого уровня понимания, когда он достигает тако-

го осознания искусства, которое может принести ему благо,  когда  сердце  его

настраивается на частоту, на которой он может понимать и ценить искусство,  и

когда его взгляд на жизнь меняется так, что в красоте искусства он видит кра-

соту божественного Существа, тогда он продвигается в истинном искусстве.

     Здесь мы можем понять, что то, чего сознательно или бессознательно  ищет

душа в действительности - есть искусство. И в то же время человек  часто  бе-

жит от того самого, что он ищет. Верный и ложный пути так близки друг к  дру-

гу. Единственное различие в том, что когда человек идет по верному  пути,  на

каждом шагу он может сказать: "Я вижу знамения, которые поддерживают  меня  и

помогают идти дальше, и они обещают, что цель впереди меня." Когда же он дви-

жется по ложному пути, каждый шаг говорит ему: "Я не на верном пути,  я  дол-

жен вернуться; я иду не по той дороге, по которой должен идти."

     Сознательно или бессознательно, каждая душа стремится к  прекрасному,  и

если на каждом шагу своей жизни мы думаем, что красота с нами на нашем  пути,

что красота встречает нас на каждом шагу, тогда  наша  душа  удовлетворена  и

полна надежды, зная, что путь, по которому мы идем - верный, и что  рано  или

поздно мы достигнем своей цели. Человек, на каждом  шагу  своего  путешествия

думающий: "Я не на верном пути; мне это не нравится; я не  доволен  этим."-не

делает никакого прогресса. Красоту, которую он ищет, он давно оставил позади.

Он странствует по какому-то другому пути, слишком далекого от того,  которого

он мог бы желать.

     В результате мы видим, что верная наша дорога или ложная, -  зависит  от

того, ценим ли мы искусство в жизни, или пренебрегаем им.  Из  этих  слов  не

нужно заключить, что каждый обязательно должен научиться рисовать,  или  изу-

чить какую-либо другую ветвь искуссвта. Я хочу лишь сказать, что в каждой ду-

ше есть искра или дар искусства, нет такой души, у которой бы  не  было  этой

искры; у кого-то больше, у кого-то меньше. В то же  время  нет  необходимости

каждому использовать эту искру в таких масштабах, чтобы называться художником.

     Нет, но мы должны проявлять и использовать этот дар в  нашей  повседнев-

ной жизни. Человек с даром искусства неизбежно проявляет его во всем, что  он

делает, даже когда вытирает пыль в комнате, содержит ее в чистоте,  или  сле-

дит за машиной. Во всех этих направлениях человек может  проявить  искусство.

Человеку не нужен дворец, чтобы начать творить  искусство.  Если  у  человека

действительно есть любовь к прекрасному, тогда он может показать свой дар ис-

кусства даже в самых мелочах.

     Помимо этого, известно, что душа внешне проявляет то, что держит внутри,

поэтому та красота, которую человек выражает внешне, есть то прекрасное,  что

у него внутри. Человек показывает свой дар  искусства  в  своем  отношении  к

своему другу и к окружению. Человек, не обладающий чувством искусства, зовет-

ся грубым, бесчувственным, бездумным, глупым, тупым, резким, наглым.

     Человеку не нужно много денег, чтобы суметь выразить свое искусство.  Он

может выражать его при самых разных обстоятельствах. Он может быть самым  ни-

щим человеком на свете, и в то же время проявлять красоту своей души в  любых

условиях, в которые он может быть помещен. Красота не будет скрыта.

     Человек показывает свое искусство в своей речи. Когда человек на работе,

в семье или среди друзей, он не знает, сколько раз за день он  оскорбил  чув-

ства других, он даже не замечает этого. Даже если человек очень  образован  и

опытен, недостаток искусства все же будет заметен. Даже любящий, добрый и хо-

роший человек никогда не сможет проявить свои хорошие качества, спрятанные  в

его сердце, если ему недостает искусства.

     Иисус Христос учил в Своей Нагорной  Проповеди:  "Благословенны  мягкие,

смиренные, скромные, бедные духом." Какой урок мы должны отсюда извлечь?  Это

урок искусства: урок в том, что человек должен творить искусство в своей лич-

ности. Даже так называемые художники, музыканты, поэты, живописцы,  если  они

не взрастили искусство, если искусство не отдалось в их душах, и если их  ду-

ши не проявили красоту искусства, тогда они не знают искусство. Они  профаны,

они объявляют себя теми, кем не являются.

     Обстоятельно обдумав этот предмет, и будучи в особенности  заинтересован

искусством, я встречался с людьми искусства в различных западных и  восточных

странах. Постоянно подтверждалось то, что те, кто на самом деле достиг  како-

го-то величия в своем искусстве, были людьми,  проявляющими  признаки  искус-

ства в своей личности. Это было видно по их словам, по  тому,  как  они  меня

принимали, как со мной говорили: их мягкость сердца, их дружелюбие, интерес к

моим делам. Все признаки искусства можно было видеть в таких личностях.

     Даже если буквально не человек искусства - художник, певец, поэт, кто бы

то ни было - это не имеет значения, поскольку он осознал красоту в своей дея-

тельности, ощутил красоту вокруг себя, и собрал вокруг  себя  то,  что  нашел

прекрасным. Все это должно проявляться в ответ, и это есть истинное искусство.

     На языке хинди есть две позиции, упоминаемые философами, а именно,  хам-

сади и шукради. Первая - это позиция одной райской птицы, чудесной птицы, ко-

торую индусы называют хамса. Если перед хамсой вы поставите  молоко,  смешан-

ное с водой, то она выпьет молоко и оставит воду.

     Шукради - это позиция свиньи. Это стремление найти какое-нибудь  грязное

место, а потом лечь там. Такова человеческая  склонность;  человек  постоянно

ищет недостатки в окружающих, он  рад  слушать  о  недостатках  других,  и  с

большим увлечением обсуждает их ошибки и слушает, как их чернят и  оскорбляют

самыми разными способами. Такие люди всегда стремятся видеть вокруг себя тол-

ко зло, в любой его форме.

     Это удовольствие растет, пока вся жизнь не становится бременем, ибо при-

сутствие зла приносит свои результаты, дурные мысли кружатся вокруг него и он

воспроизводит их подобно граммофонной  пластинке.  Такой  человек  становится

пластинкой зла, он изрыгает его, внутри него дурные чувства, и куда бы он  ни

направился, он источает его. Никто не любит его, и он не любит  никого;  при-

дет время, когда он не сможет любить даже самого себя.

     Другой тип - это такой, который не придает значения тому, что не  кажет-

ся гармоничным, он ищет добро в каждом человеке, и находит что-то хорошее да-

же в самом худшем человеке на свете. Этот человек тянется к добру, он  желает

видеть его везде, где оно может быть, и таким образом он всегда собирает доб-

рые впечатления.

     Что есть добро? Добро есть красота. Что есть красота? Красота есть  Бог.

Что есть благо? Благо есть красота, что есть красота, есть также и благо. Че-

ловеку не нужны книги или писания или другой человек, чтобы понять, что  есть

добро, и что есть зло. Мы можем научиться этому у нашего  чувства  искусства.

Чем больше в человеке чувство искусства, тем лучше оно сможет  показать,  что

есть правда и что есть ложь, что есть добро и что есть зло.

     Когда чувства начинают развиваться и осознавать, что есть то,  что  уно-

сит красоту, и что ее приносит, тогда человек собирает прекрасное, как  цветы

в поле. Такие люди встречают других красотой, они излучают красоту и  вклады-

вают ее в других. Другие любят их. Они любят других. Они живут,  действуют  и

существуют в любви, как сказано в Библии: "Они живут, действуют и  существуют

в Боге." Таким образом, человек, живущий, действующий и существующий в любви,

обязательно будет жить, действовать и существовать в Боге.

     Это можно назвать божественным искусством, которое  человек  может  изу-

чать, и к нему стремиться. Но помимо этого существует искусство, которое дол-

жен искать каждый человек, и развивать в своей природе. Послание суфизма  ми-

ру имело своей целью пробудить мировой  дух  от  антагонистических  мыслей  и

взаимной ненависти и установить чувство человеческого братства, чтобы все че-

ловечество могло встретиться друг с другом, независимо от своей национальнос-

ти, расы или религи, в одном месте, в одном центре, а именно - в мысли о  Бо-

ге. Чтобы поставить этот идеал и настроить наши души на  эту  частоту,  такую

нужную от начала до конца, необходимо искать путь прекрасного и  различать  в

прекрасном бытие Бога.

Просмотров: 850 | Добавил: Graja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Меню сайта
Поделись
События
Форма входа
Архив записей
Статистика
...
Поддержи сайт